«Коня и трепетную лань в одну повозку...»
Почта РФ объявила о новом амбициозном проекте. Совместно с Итальянской государственной почтой она намерена создать мощный коммерческий Интернет-сервис, своего рода гигантский интернациональный «виртуальный универсам». По утверждениям российских почтовиков - уже создан пул, участвовать в котором изъявили желание более двухсот Интернет-магазинов со всего мира. Хотя большая часть из них, естественно, - те, что зарегистрированы в Западной Европе, СНГ и России.
Такие проекты более скромного масштаба в мире уже давно работают. Например, некоторые американские фирмы, специализирующиеся на производстве и реализации ювелирных изделий и элитной бижутерии, - практикуют и виртуальную торговлю. Но они работают по отдельным договорам с «USPS» (Государственной почтовой службой США) и почтовыми службами стран, где находятся потенциальные покупатели. В том числе – и с «EMS Почта РФ». Или пользуются услугами частных почтовых компаний.
Российские аналитики и признанные специалисты в области Интернет-торговли отзываются о новой идее довольно скептически. Этот вид бизнеса предполагает безукоризненную координацию работы всех звеньев, быструю реакцию на изменение внешних условий и повышенную восприимчивость к технологическим новшествам. Между тем, российская государственная почта по природе своей - учреждение инертное. И не только в силу исторических традиций и размеров организации. Если с доставкой почты обычной все обстоит более или менее нормально, то «EMS» в последние годы не ругал только ленивый. Или тот, кто никогда с ней не сталкивался. Представления об итальянских «государственниках» носят примерно похожий характер.
Это не значит, что в России подобные проекты невозможно запустить в принципе. Не стоит забывать, что в нашей стране уже давно существует большое количество частных почтовых операторов и курьерских служб. И многие из них составляют свой собственный «пул», хотя и неформальный. В него входят и совсем маленькие транспортно-курьерские фирмочки, и известные компании, подобные той, что представлена ресурсом flippost.com. Только так они могут выжить в конкурентной борьбе с Почтой РФ.
Правда, взаимовыручка эта работает пока только в части доставки по России грузов и почтовых отправлений. Что касается тарифов и организационной стратегии – это каждый решает сам. Идет жесткая борьба за клиентов. Это нормально. И для клиентов хорошо. Но если нескольким крупным операторам удастся договориться и когда-нибудь хотя бы частично реализовать идею, подобную той, о которой объявила Почта РФ – это был бы прорыв в национальном масштабе.
Вообще, если судить по возможностям, декларируемым на упомянутом сайте, - теоретически частные компании вполне могли бы в этом деле скооперироваться со своим главным «оппонентом» - государственной почтой. Но на практике может получиться ситуация, кратко обозначенная заголовком этой статьи. Да и разве подпустят наши чиновники «чужого» к бюджетным деньгам? А их в такой проект, наверное, планируется «вложить» немало.